Лишние люди: русские в Молдавии

Ни в одной постсоветской республике русскому населению не живется хорошо. Отовсюду нашего брата выдавливают, везде ненавидят, обвиняют в оккупации, других грехах и жестко ассимилируют, пытаясь навязать злобу к своему же собственному народу.

Все эти бывшие социалистические друзья, которые раньше вроде как клялись в дружбе народов и заявляли о любви к своему старшему русскому брату, теперь встали на путь откровенной русофобии. Но нашим властям на эти факты почему-то плевать. Увы, Кремль больше волнуют геополитические расклады. И Молдавия не исключение: там начали строить мононациональное государство, где национальные меньшинства всячески подвергаются дискриминации.

В 1989 году в республике проживало (без Приднестровья) 350 тысяч русских или 10% от всего населения, в 2004-м осталось только 200 тысяч или 6%, а сейчас — еще меньше. Как жилось и живется русским людям в когда-то российской Бессарабии?

Бывшие славяне

Территория нынешней Молдавии испокон веков испытывала как романское, тюркское, так и существенное восточнославянское влияние. В IX веке в междуречье Днестра и Буга поселилось древнерусское племя тиверцев. В отличие от романизированных влахов, происхождение которых все еще будоражит умы ученых, занимавшихся в основном скотоводством, славяне были оседлыми земледельцами. К XIV веку в Тиверию с запада мигрируют тюрки, а потом и предки нынешних молдаван, которые захватили плодородные земли русского племени, а самих тиверцев частью вытеснили на север, а частью — ассимилировали. Это дает основания некоторым ученым говорить, что молдаване — смесь славян и влахов непонятного происхождения.

Нынешняя Молдавия — исконная территории русского племени тиверцев

Существовавшее в XIV — XIX веках Молдавское княжество называлось в том числе и Русовлахией. Все из-за того, что славянский элемент составлял до половины всего населения, но постепенно сливался с влахами и переходил на румынский язык, которым пользовались как верхушка общества, так и простые крестьяне (в 1700 году русских-русин было уже только 30%). Снова заселение этническими русскими земель нынешней Молдавии происходит с XVII века. Сначала сюда устремились старообрядцы, потом казаки-некрасовцы, малороссы, казаки-запорожцы, а после русско-турецких войн многие солдаты оставались жить на плодородных землях. После присоединения к России в 1812 году русских становилось еще больше, теперь наши соплеменники селились в городах.

Даже после присоединения Бессарабии к Российской Империи процесс ассимиляции русских продолжился, несмотря на совершенно правильную политику русификации, которую стремились проводить наши власти. Усвоение было связано в первую очередь с языковым вопросом. Славяне легко выучивали романский — лингва франка региона, а молдаванам с трудом давался русский, поэтому говорили на том наречии, который знали все, происходила постепенная лингвистическая ассимиляция.

Тогда и зародилась популярная для тех мест поговорка: «Папа — рус, мама — рус, а Иван — молдаван».

Путешественники поражались: люди с великорусскими, русинскими или малороссийскими фамилиями уже через несколько поколений считали себя природными молдаванами, но большинство русских все-таки оставались верными своему происхождению. К слову, этот феномен наблюдается и сегодня, чему помогают и смешанные браки. Поэтому можно сделать вывод, что почти половина нынешних молдаван является перешедшими на язык славянами, которые теперь вовсю орут о своем якобы румынстве.

Смуглянка-молдаванка

С 1918-й и по 1940 год Бессарабия входила в состав Румынии. По переписи 1930 года там проживало 2,8 миллиона человек: в том числе 1610,8 тысячи молдаван (56,5%), 351,9 тысячи великороссов (12,3%), 314,2 тысячи русин и малороссов (11,0%). Русофобская политика Румынии проявлялась в закрытии русских школ, составлявших в начале 1917 года большинство образовательных заведений края, и в 1938 году всех русских газет.

Исследования румынских ученых, проведенные в 30-е годы, показали, что молдаване не делают четкого различия между русскими и украин­цами, считая их «де ун ням» («одного рода»), и что все славяне региона, включая болгар, представляют собой ментально единую общность. После начала Великой Отечественной войны румыны развернули эпический террор и дискриминацию славянского, еврейского и гагаузского населения. Некоторые, чтобы обезопасить свои жизни, записывались в документах румынами, да так и остались в советские годы. Начались гонения и выселения национальных меньшинств и колонизация их территорий.

Профашистский маршал М. Антонеску заявлял в 1941 году:

«По отношению к славянам необходимо занять непоколебимую позицию, а поэтому любое разделение, любая нейтрализация или занятие славянской территории являются законными актами».

В годы Второй мировой войны Гитлер разрешил румынам аннексировать земли даже Одесской области, которые переименовали в Транснистрию. Началась румынизация русского населения к востоку от Днестра, которая после окончания войны быстро забылась. Интересно, но до сих пор в румынской университетской литературе, науке и публицистике обсуждается совершенно абсурдная точка зрения, что и за Днестром, то есть все Приднестровье и дальше чуть ли не до Крыма, живут на самом деле обрусевшие румыны.

Румыния в 1941 году захватила многие русские территории

В нынешней Молдавии, как и в других государствах бывшего СССР, во всей красе проявился синдром ненависти к своему благодетелю. Ведь советская власть за счет регионов РСФСР усиленно поднимала бывшую Бессарабию все годы своей власти, превратив вскоре в цветущий регион. Почти сразу же разрушенная после Великой Отечественной войны территория превратилась в развитую индустриально-аграрную республику. За годы «советской оккупации» построено 162 крупных промышленных объекта. По сбору винограда эта союзная республика занимала первое место в Союзе, молдавское вино ценилось и в Стране Советов, и за границей, электричества производили столько, что его поставляли в соседние страны. К концу 80-х доля промышленности в экономики Молдавской ССР была уже 37%, а сельского хозяйства — 36%.

К великороссам и малороссам, которые сумели сохранить свою идентичность в годы румынской оккупации, добавилось множество квалифицированных рабочих, учителей и врачей, которые поехали строить новую Молдавию. В 1959 году русских было 293 тысяч человек, а в 1979-м\— уже 506 тысяч. Несмотря на то, что в 1989 году этнических молдаван в республике было 65%, а городское население состояло в основном из русских (около 54%), вся власть была в руках молдаван. Так, 80% секретарей ЦК Компартии Молдавии, 70% секретарей городских и районных комитетов партии, 74% председателей Советов народных депутатов были именно этой национальности. Интеллигенция и власть со временем воспринимали идеологию румынизма, по которой молдаване — это на самом деле румыны, а русских стали ненавидеть как оккупантов. В этом есть и вина коммунистов, которые специально для молдаван создавали в пробирке особую культуру, отдаляя от славянской.

Постсоветский лимитроф

Помимо экономики и благосостояния граждан большевики очень заботились, чтобы молдавские товарищи взращивали этническую идентификацию, соблюдали традиции, которые иногда просто придумывались. Это вылилось в национальное возрождение в 80-х годах, а потом — в жесткую ксенофобию.

Врагом номер один объявили, конечно же, русских. Начались нападения по этническому признаку. 14 мая 1989 года в центре молдавской столицы был убит молодой парень Дима Матюшин за громкий разговор на «великом и могучем». Во время похорон молдавские «патриоты» напали на родственников и друзей, пришедших проститься с Димой.

Начались антироссийские митинги, зазвучали экстремистские лозунги типа «Русских за Днестр, евреев в Днестр», «Русским — не место в Молдове». Газета Союза писателей Молдавии «Литература и искусство», вроде как печатный орган приличных людей, вообще размещала в 1991–1992 годах материалы под вот такими заголовками: «Русское и советское — вон из Молдовы», «Да здравствует Великая Румыния», «Румыния-мать! Обними поруганную распятую дочь» и прочий русофобский бред.

В Кишиневе с началом 90-х вообще началась вакханалия. К травле наших одноплеменников подключились известные личности, обласканные в Советском Союзе славой, деньгами и наградами. Так, любимый советскими людьми актер Михай Волонтир, сыгравший Будулая в многонациональном фильме «Цыган», просто рехнулся на русофобии. Вот слова актера в те лихие годы: «Русские оккупанты, убирайтесь вон из Молдовы! Чемодан—вокзал—Россия! Угнетателям и поработителям не место в нашей стране!».

Его примеру последовала и поэтесса Леонида Лари, чье творчество известно главным образом тем, что в 1989 году она развелась с русским мужем и обвенчалась по православному обряду с памятником Штефану Великому. Лари тогда открыто призывала «вымыть улицы русской кровью». Таких высказываний от известных и неизвестных людей в те годы было очень много.

Митинги за Румынию и против русских в Кишиневе в начале 90-х

Сразу же после обретения независимости русское население на официальном уровне объявили нежелательным. Теперь у молдавской элиты была другая заветная мечта — присоединиться к Румынии. Началась румынизация и травля сопротивлявшихся. Молдавский алфавит срочным образом перевели на латиницу, хотя до этого всегда был на кириллице: испокон веков использовался церковнославянский, а в Российской Империи и СССР его приблизили к русскому варианту. Вообще почти 50% молдавских слов имели славянское происхождение, их теперь всячески заменяли.

Сферу русского языка сразу же ограничили, русские школы, детские сады, университеты сократили в два раза (кроме Приднестровья). Чтобы устроиться на работу, нужно было владеть молдавским, который не знали даже некоторые городские молдаване. Стали увольнять тех, кто молдавский не знал и не использовал. Что, понятно дело, вынуждало людей мигрировать. Несмотря на многонациональный состав Молдавии, в государственных структурах прошли этнические чистки. Славян, которые были самыми квалифицированными специалистами, выгоняли с более или менее значимых постов в сфере экономики, науки, образования, промышленности.

Впоследствии из-за этого Молдавия оказалась в экономическом коллапсе, который она все еще переживает и сегодня.

Начался и междусобойчик между православной братией. Румынская православная церковь полезла со своими храмами в Молдавию — на каноническую территорию Московского патриархата. А румынский патриархат официально заявил о намерении расширять свое влияние в Молдове, постепенно увеличивая здесь количество своих приходов и епархий. Несмотря на все попытки остановить эту экспансию, сегодня там уже действует 104 румынские церкви, а Бессарабская метрополия в составе РумПЦ официально зарегистрирована в 2002 году. На самом высоком уровне в Кишиневе раздаются голоса за создание собственной автокефальной Молдавской православной церкви.

Все годы независимости власти активно закрывали русскоязычные СМИ. В школах для русских стали преподавать «Историю Румынии» с соответствующим историческим бредом, а русских детей пичкать предметом «История, традиции и культура русского народа», в котором представлена в основном информация деревенско-лапотного содержания, без великих русских побед и свершений. В начале 90-х молдавскими радикалами были уничтожены сотни тысяч экземпляров библиотечных книг, видимо, чтобы на «великом и могучем» меньше читали.

Отношение русских героев-приднестровцев к румыно-молдавским оккупантам

Не удивительно, что русские в Приднестровье решили добиваться самостоятельности с оружием в руках (эта борьба — тема для отдельной статьи). Молдавские террористы проявляли особую жестокость к приднестровским ополченцам, а также срывали свою злость на людях славянской национальности, проживающих внутри страны. Банды действовали во многих городах Молдавии. Так, в пригороде города Бендеры ежедневно хоронили замученных террористами людей, участвовавших в протестах против румынизаторской политики, нападали и избивали людей славянской национальности и гагаузов без какого-либо повода.

Современная русофобия

Многие думают, что русофобия в Молдавии давно прошла, якобы это явление было лишь временным помутнением рассудка в 90-е. Но это не так. В 2008 году директор газеты Timpul Константин Тэнасе заявил: «Молдавии нужно избавиться от русских». В 2013-м прославился во Всемирной паутине учитель из города Бельцы с исконно молдавской фамилией Кравченко, который вещал ученикам русской национальности, составляющие в городе большинство: «Русские оккупанты! Нажрали морды на молдавской земле! Выйдет закон, мы вас уничтожим!».

Русофобские высказывания присутствуют не только в речи маргиналов и интернет-клоунов, но и у вполне себе официальных должностных лиц. В 2016-м министр транспорта и дорожной инфраструктуры страны Юрий Киричук заявил, что «русские в большинстве своем лентяи и пьяницы». Министр обороны Молдавии постоянно подогревает истерию по отношению к России.

Так, вояка сказал, что, дескать, в случае нового конфликта в Приднестровье российская армия захватит Кишинев за 2 часа (а ты как думал, дружище?). Населению все годы независимости постоянно внушали угрозу со стороны России, неизбежность вхождения в ЕС и НАТО, борьбы против РФ. Хотя сегодня за интеграцию страны с Россией выступают 52%, а в Европейский союз хотят 48% граждан.

Современная антироссийская манифестация к 205-й годовщине воссоединения Бессарабии с Российской Империей, 2017 г.

Избранный в декабре 2016 года новый молдавский президент Игорь Додон пока взял курс на восстановление связей с нашей страной. Также Додон последовательно борется против румынизма, поддерживает отдельную молдавскую идентичность, выступает за введение истории Молдавии в школах вместо истории Румынии, против ущемления славян и русского языка, хочет нормализовать отношения с Приднестровьем. Короче, «наш сукин сын», типа Януковича. Этот человек существенно снизил градус русофобии в стране в последнее время, но эксперты говорят, что эта власть в Молдавии не будет долгой. Оппозицию, молдаван, румын, недобитую Украину, западные страны раздражают союзнические связи Кишинева с Москвой, ведь Додон даже — о, ужас! — побывал на Красной площади 9 мая, поэтому его решили всячески свергать. В 2018-м будет праздноваться 100-летие со дня присоединения Бессарабии к Румынии, и многие ждут кишиневского майдана.

Митинги в Молдавии за присоединение к Румынии

В общем ничего нового. Как и во многих других странах бывшего Советского Союза, в Молдавии русских выгоняли, убивали, ущемляли, но сами ничего без нас сделать не смогли. В итоге сотни тысяч граждан этой страны устремились на заработки в Россию, где они работают на стройках и других неквалифицированных должностях. Что ж, за русофобию нужно расплачиваться, и молдаване наказали сами себя. Молдавия превратилась из жемчужины большевистской державы в одну из самых нищих стран на всем европейском континенте. Теперь эти, так сказать, румыны решили вернуться в объятия России.

Захват России большевиками, а потом развал СССР — трагедия миллионов русских людей, сегодня оставшихся жить на осколках империи. В Молдавии и Приднестровье еще проживают сотни тысяч русских, которые смотрят на Российскую Федерацию с надеждой. И мы не должны предать этих людей. Нужно признать независимость Приднестровья, а в случае дальнейшего развала Украины — забирать республику в свой состав. В самой Молдавии требовать от властей автономии для русских и русскоязычных с центром в городе Бельцы и других наших этнических территориях. Молдавия — исконная русская земля. Русские там не интервенты и не оккупанты, мы у себя дома.

Поделиться:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие материалы

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)