Поляки требуют показать фильм «Волынь» на Украине

На экраны польских кинотеатров вышел художественный фильм Войцеха Смажовского «Волынь», посвященный одному из самых трагических периодов в истории Польши — массовому уничтожению поляков формированиями УПА и националистами фракции Степана Бандеры, которое началось в феврале 1943 года и продолжалось в течение нескольких лет, пишет «Российская газета».

 

«Это фильм для памяти, а не для мести», — приводит издание слова режиссера.

«Тем более что Смажовский все же постарался по мере возможности смягчить удар по простым украинцам, — пишет газета. — В своей картине он показывает проявления польского шовинизма в тех местах, напоминает о создававшей благодатную почву для украинского национализма политике польских властей до 1939 года. В ходе самой резни зритель увидит и нескольких добрых украинцев, которые помогают или просто не мешают главной героине спасаться. Один из них — партизан УПА расплачивается за это жизнью. Но это вряд ли поможет избежать негативной реакции украинцев на картину, которую некоторые польские политики уже требуют от своего МИДа продвигать на Украине».

 

Также «РГ» приводит выдержку из рецензии на «Волынь», опубликованную в польском журнале WSieci, который пишет:

«Смажовский взрывает мину, сила действия которой со временем только возрастала, и если бы не фильм, увеличивалась бы и дальше. Ведь культ УПА на Украине усиливается и расширяется. А с польской стороны усиливается фрустрация, связанная с этим культом и ощущением, что тему геноцида на Волыни пытаются разными способами заглушить».

 

При этом автор публикации в польском издании пишет, что «даже в кругах, которые в течение многих лет поддерживали Украину, в последнее время появилось разочарование из-за отсутствия с той стороны каких-либо ожидавшихся ими шагов навстречу исторической чувствительности поляков и наличия шагов в обратном направлении».

7 октября в Польше состоялся премьерный показ фильма Войцеха Смажовского «Волынь». Фильм посвящен геноциду поляков в 1940-х гг. на Волыни бандами ОУН-УПА. Фильм снят по мотивам сборника рассказов польского писателя уроженца Тернопольской области Украины Станислава Сроковского «Ненависть».

 

«Это самый сложный из моих фильмов. И самый важный. Самым трудным для меня было провести детей, маленьких актёров, через эту историю» — так прокомментировал работу сам Войцех Смажовский.

 

Действительно, как заставить ребёнка сыграть роль жертвы бандеровского геноцида, показать весь ужас произошедшего так, чтобы потом эти кадры не снились маленькому актёру в ночных кошмарах? В. Смажовскому это, видимо, удалось, потому что отзывы критиков на этот фильм были очень эмоциональными.

 

«Это – ошеломляющий и страшный фильм. Страшный и ошеломляющий. Сказать, что он поражает вас в самое сердце, это значит, ничего не сказать» — так отозвался о картине В. Смажовского известный публицист Пётр Сквечинский.

«Я боялся того момента, когда сяду перед экраном. До последнего дня съёмок у меня было желание сбежать из этого мира, забыть о том, что творилось в те страшные часы», — вспоминает актёр Аркадиуш Якубик, сыгравший одну из главных ролей.

 

Миколай Тшаска, композитор музыки для фильма, рассказал журналистам, что в течение целого года, пока снимался фильм, его мучила глубокая депрессия. И это можно понять, ведь в работе Смажовского зверства ОУН-УПА изображены прямо и без купюр.

Сам В. Смажовский говорит просто:

«Это фильм против крайнего национализма…50% поляков не знают, что творилось на «восточных территориях», а те, кто знает, знают плохо».

 

С самого начала, когда фильм только анонсировался, он уже вызывал приступы бешенства у украинских националистов. И никто не сделал фильму лучшую рекламу, чем они сами.

Вот мнение вице-президента Ассоциации украинских писателей Юрия Андруховича:

«Меня так и тянет написать: не смотрел, но осуждаю… Нам не избежать встречи с этим фильмом, и это нас беспокоит… Режиссёр с Украиной и украинцами не контактировал, диалога, а вместе с ним, и истины, не искал…»

 

Какой истиной мог поделиться с режиссёром пан Ю. Андрухович и ему подобные? Лживыми баснями, что ОУН-УПА и дивизия СС «Галичина» были добрыми юннатами, а не убийцами? Для Андруховичей оуновец Михаил Колодзинский с его призывом «Дайте море крови!» — герой, а не палач.

И этих палачей Андрухович защищает до последнего:

«В фильме есть сцена, где украинский священник… освящает топоры и косы, которыми его прихожане будут потом убивать поляков. Но подтверждения таким фактам не обнаружено».

 

Польский историк Гжегож Мотыка, консультант фильма «Волынь», в интервью Gazeta Wyborcza прямо указал, что документальных свидетельств освящения топоров и ножей нет, кроме слов самих волынских поляков, переживших геноцид. В 2012 г. Польский институт национальной памяти опубликовал интервью с жительницей Люблина Анной Шумской, свидетельницей «церемонии» освящения ножей украинскими священниками.

Г. Мотыка подчеркнул: после признания Верховной радой Украины боевиков ОУН-УПА борцами за независимость было очевидно, что последует польский ответ. Фильм В. Смажовского и стал таким ответом.

Действительно, украинцам в этой ситуации остаётся винить самих себя. В Киеве забыли, что переписать историю можно, но изменить нельзя. Теперь переписанная история рикошетом бьет по самой Украине большими кусками горькой правды.

Но Украина не умнеет. Вместо осуждения палачей из ОУН-УПА там срочно заменили термин «Волынская резня» словосочетанием «Волынская трагедия».

Слово «резня» чётко указывает, что были те, кто резал, и те, кого резали. А слово «трагедия» оставляет для политиканов из Киева возможность поговорить о взаимной трагедии украинцев и поляков, уравнивая жертв и палачей.

Польша ждала долгих 25 лет того дня, когда власти независимой Украины отрекутся от преступного наследия ОУН-УПА. Но каждый очередной украинский президент ради укрепления личной власти поднимал их заново на пьедестал.

Ксендз Тадеуш Исакович-Залесский, известный оппонент украинских националистов, на вопрос одного из корреспондентов, готовы ли украинцы принять фильм «Волынь», ответил:

«Смотря какие украинцы. Бытует фальшивое мнение, будто Петр Порошенко представляет всех украинцев… Его исторической политики не приемлют многие украинцы, они понимают, что на культе убийств поляков и евреев не удастся построить ничего позитивного».

 

Выше упомянутый Ю. Андрухович назвал за это Т. Исаковича-Залесского «свихнувшимся антиукраинским ксендзом, худшим в Польше».

Невозможно представить, чтобы в Германии назвали иностранного антифашиста «свихнувшимся» только за то, что он говорит о зверствах нацистов. А на Украине возможно. И не только это, но и наглая ложь, будто ОУН-УПА с Третьим рейхом не сотрудничала, нацистам не помогала, а боролась с ними. Хотя сами украинские националисты не могут назвать ни один город, который был бы освобождён оуновцами от немцев. В истории всё было наоборот: в города входили гитлеровские дивизии, а за ними в обозе плелись «українські херої» из ОУН-УПА. Воевать с мирным населением у них получалось лучше, чем с Красной армией.

Украина оказалась в собственной идеологической ловушке. Политика декоммунизации, начатая с такой помпой, подняла со дна истории всякую нацистскую муть типа Бандеры и Шухевича. Эта муть заслонила собой образы тех, кто защищал Украину от Гитлера и отстаивал её после войны.

Отказаться от культа ОУН-УПА Киев не может, иначе придётся вернуться к антифашистскому наследию в виде Украинской Советской Социалистической Республики и объявить нынешнюю Украину ее наследницей. Ибо у Украины в качестве базиса может быть только два варианта: либо этнический нацизм галичанского пошиба, ОУН-УПА и украинские эсэсовцы, либо антифашизм и Великая Отечественная война.

Выбрать второй вариант при нынешней власти Украина не может. Иначе ей придётся отказаться от идеи, что настоящим образцом украинского патриотизма является Западная Украина, где как раз и зародилась ОУН-УПА, дивизия СС «Галичина» и прочий позор.

Националистическая газета Волынь

Украинская националистическая газета «Вільне слово» от 3. 10.1941 г. расписывается в любви к гитлеровцам (из архива историка и политолога Владимира Корнилова)

Каким тогда регионом заменить место Галичины в идеологическом сознании населения? Кого назначить образцовым выразителем всего того, что в политике и культуре принято называть украинским? Центральной или Восточной Украиной? Это неизбежно приведёт к сближению с Россией на почве антифашистских убеждений, а этого не желают в Вашингтоне и Брюсселе, от которых т.н. независимая Украина во всем зависит.

Под контролем США и ЕС Украина обречена оставаться инкубатором неонацизма и разговаривать с соседями на языке ненависти. В Польше это уже поняли.

Нижняя палата польского парламента намерена принять изменения в закон об Институте национальной памяти, предусматривающих возможность привлечения к ответственности лиц, отрицающих преступления украинских националистов на Волыни и в Восточной Галичине.

Поделиться:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие материалы

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)